Вторник, 23.01.2018
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 48",
город Новокузнецк, Кемеровская область


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Авторизация
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль учителя безопасности жизнедеятельности в проектировании здоровьесозидающей и развивающей образовательной среды в современной школе

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья школьника ориентируют современную систему образования на реализацию здоровьесозидающей функции. Нормативные документы раскрывают ее содержательную сущность [3,8]. Так, реализуя данную функцию, современное образовательное учреждение должно быть нацелено на формирование у субъектов образовательного процесса опыта здоровьесозидающей деятельности и мотивации к активному поиску оптимальных стратегий поведения. Реализация данной функции в полной мере возможна через создание здоровьесозидающей и развивающей образовательной среды. Под которой понимают социально-психолого-педагогическую систему, формирующую здоровую личность выпускника образовательного учреждения и обеспечивающую наращивание его здоровья посредством формирования установок на активизацию внутриличностных ресурсов [1,5,6]. При описании здоровьесозидающей образовательной среды подчеркивают ее отличие от среды здоровьесберегающей. Так, здоровьесберегающая образовательная среда обеспечивает сохранение у субъектов педагогического процесса наличного потенциала здоровья, в то время как здоровьесозидающая образовательная среда обеспечивает у субъектов педагогического процесса одновременное развитие бинарных способностей: к акмедвижению и самосохранению, к автономии и сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата, имеющего отношение к возможности управления собственным здоровьем как ресурсом [2,4,7]. Данные отличия предъявляют и особые требования к создания здоровьесозидающей, развивающей образовательной среды и актуализируют такие виды деятельности современного педагога, как проектирование.

Построение здоровьесозидающей образовательной среды в образовательном учреждении этапный процесс. В котором одним из важнейших является этап проектирования. В педагогической литературе проектирование - это создание прообраза процесса, некой программы действий, в которой дается системное описание будущего (желательного) процесса обучения и воспитания [5]. Другими словами, для того чтобы в образовательном учреждении была создана здоровьесберегающая образовательная среда необходимо сначала ее спроектировать. Роль учителя безопасности жизнедеятельности на данном этапе создания здоровьесозидающей, развивающей среды не вызывает сомнения. Так как именно в арсенале данного специалиста знания, умения и навыки, позволяющие создать качественный проект здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и в последующем эффективно его реализовывать.

На базе МБНОУ «Гиманзия №48» при активном участии учителя безопасности жизнедеятельности спроектирована модель здоровьесозидающей развивающей образовательной среды (см. Рис.1). Модель состоит из трех взаимосвязанных компонентов: организация внутренней среды, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность его участников; повышение культуры здоровья участников образовательного процесса, их готовности к здоровому образу жизни; создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся. Первый компонент модели подразумевает следующие виды деятельности: Оптимизация воспитательно-образовательного процесса, через внедрение в процесс обучения малых форм физической активности, дозирования учебной нагрузки с учетом гигиенических требований, реализацию личностно- ориентированного подхода к обучению и т.д;

  • Мониторинг и экспертная оценка построения воспитательно-образовательного процесса с позиции его влияния на здоровье учащихся;
  • Оптимальная организация режима учебного дня и питания школьника;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения.

Определена роль учителя безопасности жизнедеятельности в реализации данного направления. Так, на уроках, школьники получат необходимые знания, сформируют здоровьесберегающие умения и навыки. К примеру, учитель познакомит пятиклассников со способами снятия различных видов утомления как в режиме учебного, так и полного дня, акцентируя внимание на использовании малых форм физической активности.

Важная роль принадлежит учителю безопасности жизнедеятельности и в экспертной оценке построения учебного процесса. Знания и умения данного специалиста позволяют ему оценить влияние воспитательно-образовательного процесса на динамику работоспособности учащихся, разработать методические рекомендации по профилактике переутомления и оптимизации условий обучения.

Следующий компонент модели - повышение культуры здоровья участников образовательного процесса, их готовности к здоровому образу жизни, предполагает следующие виды деятельности:

  • Реализация курса безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-11 классов;
  • Организация волонтерского движения, направленного на пропаганду здорового образа жизни;
  • Проведение общешкольных мероприятий, повышающих мотивацию к здоровому образу жизни;
  • Работа лектория для родителей, направленного на повышение их компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
  • Проведение семинаров и мастер-классов, ориентирующих педагогов на реализацию здорьесозидающей функции в рамках своей профессиональной деятельности.

Все представленные выше направления деятельности предполагают активное участие учителя безопасности жизнедеятельности в их реализации. К примеру, на базе МНБОУ «Гимназия №48» разработан лекторий для родителей учащихся начальной школы, который знакомит родителей с правилами организации режима дня, рационального питания, оптимальной двигательной нагрузкой ученика и т.д. Лекторий для родителей обучающихся основной школы нацелен на расширение представлений о профилактике аддиктивного поведения. Другими словами, формирует компетентность в вопросах связанных с предотвращением различных зависимостей у ребенка. Таких как: алкогольная, наркотическая, игровая, компьютерная.

Еще один компонент модели - создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся, предполагает:

  • разработку индивидуальных образовательных маршрутов,
  • реализацию индивидуальных и групповых оздоровительных программ,
  • организацию первичной профилактики социально-значимых заболеваний и т.п.).

В рамках проектирования определены принципы организации здоровьесозидающей образовательной среды образовательного учреждения. Принцип системного подхода предполагает тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Принцип комплексного подхода - использование различных средств, методов и приёмов при организации здоровьесозидающей деятельности. Принцип индивидуального подхода - учёт индивидуально- типологических, психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся при организации и реализации образовательного процесса. Кроме того, обозначены такие принципы, как принцип личностно-ориентированного и позитивного подхода. Их реализация предполагает смещение акцента от борьбы с негативными последствиями и исправления дефицитов развития на формирование ресурсного потенциала личности с опорой на её сильные стороны. В рамках названного подхода особое значение приобретает не столько реализация медицинских мероприятий, направленных на лечение уже больных людей, сколько создание социально адаптированной, личностно ориентированной среды, способствующей формированию у них позитивного отношения к своему здоровью. Еще один важный принцип - принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов. Он предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении, от разработки планов и образовательных программ до проверки их выполнения, должно оцениваться с позиций влияния на здоровье учеников.

Кроме того, при проектировании определены критерии определяющие эффективность здоровьесозидающей образовательной среды: когнитивный, конативно- волевой, мотивационный. В свою очередь, когнитивный критерий, имеет следующие показатели: понимание сущности культуры здоровья; углубление знаний о духовно- нравственном, социальном, личностном, физическом компонентах здоровья; осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей. Конативно-волевой - поисковая активность; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей; управление собственным здоровьем через механизм самопознания. Мотивационный - осознанное проектирование здоровьесберегающих стратегий; стремление к самоактуализации через здоровьетворение, признание здорового образа жизни основной потребностью.

Динамика показателей эффективности может быть определена учителем безопасности жизнедеятельности в рамках реализации курса БЖ. Методы сбора информации - метод педагогического наблюдения, анкетирование, беседы.

Таким образом, создание здоровьесозидающей развивающей образовательной среды важная задача современного образовательного учреждения. Одним из важных этапов ее создание является этап проектирования, результатом которого является четкая программа действий. Роль учителя безопасности жизнедеятельности в проектировании и создании здоровьесозидающей среды велика и разнопланова. Включает в себя планирование, прогнозирование, реализацию многих видов деятельности, направленных на повышение компетентности всех участников воспитательно-образовательного процесса в области здоровья и здорового образа жизни. Кроме того, профессиональный навыки позволяют данному специалисту проводить экспертную оценку многих показателей эффективности здоровьесозидающей развивающей образовательной среды, разрабатывать рекомендации по ее оптимизации.

Литература.

  1. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения [Текст] / В. В.Колбанов. - СПб.: ДЕАН, 1998.- 232 с.
  2. Колесникова М. Г. Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Монография [Текст]. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 132с.
  3. Маджуга А. Г. Здоровьесозидающее образование: теория, методология, практика: монография [Текст]. - Уфа: РИО РУМНЦ, 2010. - 300 с.
  4. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуации харктера и повышения эффективности учебной деятельности: Дис... д-ра психол. наук: 19.00.01.-М., 2001.-480 с. 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Вестник Образования России. -2010. □ № 4.D С. 62-70.
  5. Орлов Ю. М. Оздоравливающее (саногенное) мышление [Текст] / Сост. А. В. Ребёнок. Серия: Управление поведением. Кн.1. - 2-е изд., испр. - М.: Слайдинг, 2006. - 96 с.
  6. Рудиков A. JI. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности: монография [Текст]. - М., 2009. - 289 с. 7. Спивак И. М. Психолого-педагогическая концепция обучения взрослых саногенному поведению[Текст] // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2011. - № 1. - С. 97-101. 8.Федеральные государственные образовательные стандарты [Текст] // Вестник Образования России. -2011. □ № 16. □ С. 34-63.
Категория: Мои статьи | Добавил: sun (08.02.2016) | Автор: Баркова Ольга Васильевна E
Просмотров: 209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Полезные ссылки

  • Департамент образования и науки Кемеровской области
  • Администрация Кемеровской области
  • Расписание уроков
  • Расписание уроков на 2017-2018 учебный год
  • Изменение расписания
  • Copyright gymn48.ucoz.ru©2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz