Среда, 22.11.2017
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Гимназия №48"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Авторизация
Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогические средства методик измерения качества и оценки знаний учащихся

Повышение качества образования в процессе обучения является кардинальной задачей современного образования, способствуя воспитанию современного и ответственного человека, способного творчески овладевать знаниями, развивать интеллектуальную культуру, мобильно реагировать на изменения в окружающей среде, прогнозировать, анализировать результаты деятельности, делать обобщения и выводы. Социальный заказ на образование, соответствующий современным требованиям, нашел отражение в законе «Об образовании» РФ, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования, Федеральных целевых программах развития образования, приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и ряде других государственных документов, положивших начало процессам модернизации в образовании. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет понятие «Качество образования» как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Понимая под качеством образования интегральную характеристику системы общего образования, отражающую степень соответствия достигаемых результатов деятельности школы нормативным требованиям, социальному заказу, сформированному потребителями образовательных услуг; и учитывая трактовку понятия «оценка качества образования» данную создателями «Основных положений Общероссийской системы оценки качества образования», подразумевающую не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, можно предложить проект системы внутренней оценки качества образования, которая представляет собой совокупность способов и средств для установки соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг, потребностям личности, общества и государства, а также выявляет факторы, влияющие на образовательные результаты. Предложенная модель включает четыре составные части:

Условия, обеспечивающие качество образования, другими словами потенциал образовательного учреждения, включающий нематериальные ресурсы (кадровый, управленческий потенциал) и материальные ресурсы (информационно-коммуникационный ресурс, финансовое обеспечение).

Оценка самого образовательного процесса - исполнение государственных образовательных стандартов - (выполнение государственных требований к уровню подготовки выпускников ОУ; соблюдение нормативных требований к максимальному объёму учебной нагрузки  учащихся; полнота и сроки выполнения образовательных программ, уровень и направленность их реализации).

Оценка результатов (индивидуальные достижения выпускников, их предметные, метапредметные, личностные результаты).

Удовлетворенность потребителей качеством образования. Далее я хочу подробнее остановиться на таком блоке указанной выше модели как оценка знаний учащихся. Педагогические средства методик измерения качества и оценки знаний учащихся реализуются в практической деятельности современного учителя в виде контроля знаний обучающихся, являющегося одним из основных элементов оценки качества образования. Все классификации методов обучения предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся – обеспечить качество их знаний, уровень их развития. При современной модели образования выпускник при выходе из стен школы должен обладать определенным набором компетенций. В содержании компетенций мы выделяем знаниевую и деятельностную составляющие. Индикаторами сформированности компетенций будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка знаний в нашей отечественной школе не оставалась неизменной. Так, до 1935 г. существовала трехбалльная оценка: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно» и «неудов-летворительно». Потом ее признали непригодной, так как она приводит к уравниловке в знаниях учащихся. Тогда была введена сохранившаяся до наших дней пятибалльная система. Сохраняя объективность, необходимо тем не менее учитывать при оценке знаний и некоторые привходящие моменты: например, оцениваются текущие знания или итоговые (экзамен, четвертная оценка и т. п.), старательность ученика, стабильность его учебной работы и т. д. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение и к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим  стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность). В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Свое- образной методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля. Специфический метод проверки и оценки знаний – экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»), методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, но в 1935 г. такой подход был осужден, так как требования должны быть едиными по всем соответствующим учебным предметам. До 1954 г. экзамены проводились по всем основным учебным предметам, начиная с 4-го класса. С 1954 г. экзамены остались только в 7 и 10 классах (с 1988 г. – в 9 и 11 классах). Сейчас это ЕГЭ, ГИА. В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности. За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ЕГЭ, ГИА), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи.

Кейс – это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

К современным методам оценивания относится проект. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решении проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат. В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Один из современных методов оценивания знаний – контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная и жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является и анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения  задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества.

Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. Нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Мы организуем их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически мы создаем условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся и студентом определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.

Литература

Шалашова М. М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся средней школы // Химия. 2009. № 13 (1–15 июля).

Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно - ориентированный подход в образовании. Казань: Изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.

Лобашев, В.Д. Социально- психологические аспекты контроля знаний /В.Д. Лобашев // Образование в современной школе.- 2006.-№3.-С.30-39

Категория: Мои статьи | Добавил: sun (04.03.2016) | Автор: Жданова Наталия Николаевна E
Просмотров: 646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Полезные ссылки
  • Электронная приемная на сайте КОиН
  • Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка
  • Администрация г.Новокузнецка
  • Департамент образования и науки Кемеровской области
  • Администрация Кемеровской области
  • Портал государственных услуг РФ
  • Региональный Портал государственных услуг Кемеровской области
  • Электронный журнал
  • Справочник образовательных учреждений г. Новокузнецка
  • Министерство образования и науки РФ
  • Расписание уроков
  • Расписание уроков на 2016-2017 учебный год
  • Изменение расписания
  • Copyright gymn48.ucoz.ru©2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz